Год олимпийский — снаряды и грация

Пример изображения

 

 

Снаряды и грация

Нельзя утверждать, что изящество вовсе не имеет отношения к мужской половине человечества. В большой мере это качество проявили в своих выступлениях гимнасты. Но все-таки изящество, грация — в основном женские характеристики и главное украшение исполнительского мастерства гимнасток.
Команда советских гимнасток на всемирных турнирах еще не ведала поражений. Но от первого выступления в Хельсинки (1952 год) до токийской баталии просвет в очках между «вечными» победительницами и теми, кто шел за ними, постепенно сокращался. Иначе и не могло быть. В живом деле мирового спортивного обмена победители не могут не учить побежденных, а побежденные обязательно учатся у фаворитов.

СССР, Чехословакия, ОГК, Япония, Венгрия, Румыния выделили довольно многочисленное созвездие талантливых гимнасток наивысшего класса. Это обусловило напряженность борьбы и огромный интерес зрителей.
Не надо было быть особым прорицателем, чтобы предугадать основную схватку между командами СССР и Чехословакии. Проиграв в Риме коллективу советских девушек 10 баллов, чешки мечтали о реванше. Особенно по-боевому была настроена Вера Чаславска.
19 октября началось сражение гимнасток по обязательной программе. В утреннюю смену попали по жребию команды СССР, Японии, Венгрии и объединенной команды Германии (составленной целиком из девушек ГДР).
Японские зрители хорошо знали лучших гимнасток. Огромные фотографии Латыниной, Астаховой, Маниной, Чаславской, Икеда красовались по всему Токио в витринах магазинов, на стенах метро. Сотни любителей автографов преследовали гимнасток на улицах, ждали у автобусов, у входов Джимнезиума.
Первым снарядом для советской команды были разновысокие брусья. Снаряд хорошо освоен всеми членами команды. Однако предстартовое волнение сказалось даже на двукратной олимпийской чемпионке Л. Латыниной. Она сделала неудачный соскок, трибуны испуганно ахнули … А Лариса попросила вторую попытку. Это маленькое происшествие закончилось благополучно. Повторная попытка киевлянки была лучше и принесла ей 9,533 балла. Несколько удачнее выступила Полина Астахова — 9,633. Проиграв подруге 0,1 балла на брусьях, Латынина отыграла столько же в упражнении на бревне. Затем наши гимнастки приступили к демонстрации обязательных упражнений на ковре. Четкость в сочетании с лиричностью принесли здесь победу Астаховой. Судейское решение было 9,7 балла. Несколько иными качествами покоряло исполнительское искусство Латыниной. В движения она вкладывает какой-то неуловимый мальчишеский задор. Оценка — 9,666.
Так и протекала с переменным успехом борьба за лидерство между подругами с Украины.
Опорный прыжок никогда не был любим Астаховой. И она это раньше «доказывала» неважными оценками. В последнее время Полина в прыжках выступает получше. Но и на этот раз она получила не очень высокую оценку — 9,466. Латынина прыгнула на 9,5 балла, то есть как раз так, чтобы догнать подругу. И у одной и у другой оказалось в сумме 38,199. Лучшего результата пока никто не добился.
Немало волнений доставляли нашим гимнасткам сильные соперницы из Японии, ГДР, Венгрии. Особенно отличилась немка Радохла. Она заработала отличным прыжком 9,766 балла — рекордную для соревнований по обязательной программе оценку!
В командном зачете вперед, как и ожидалось, вырвалась команда СССР. Но пока еще не выступала сильная команда Чехословакии.
Чешские девушки вышли на помост 19 октября в 19 часов. Дуэль между главными претендентками была разделена во времени. Советская команда «высказалась» утром. Как «ответят» вечером чешки? Это был самый жгучий вопрос соревнований. Поэтому все гимнастки, выступавшие днем, опять появились в зале национального Джимнезиума, но уже в качестве зрителей.
Сразу всеобщим вниманием завладела Вера Чаславска. Энергичный почерк движений, неистощимый запас сил, позволяющий как бы «играючи» выполнять труднейшие элементы. Она была прекрасно подготовлена, Вера Чаславска! И на нее с надеждой поглядывала наставница и друг — знаменитая гимнастка Ева Босакова, которая на сей раз выступала на олимпийском помосте в … качестве тренера.
Чаславска на каждом снаряде набирала хорошие баллы (в пределах от 9,5 до 9,7) и в итоге стала лидером в личном зачете, опередив Латынину и Астахову с суммой 38,432 балла.
Серьезную конкуренцию первой тройке составили Радохла, Айхара, Икеда, Штарке. Разница между первым и шестым местами определялась всего в 0,534 балла. Очень плотные результаты!
В командном первенстве советские гимнастки сохранили ведущее положение. Команда ЧССР отстала на 1,033 балла. На третьем месте была команда ОГК, на четвертом — Японии.
21 октября в гимнастическом зале было еще оживленнее. Во-первых, программа произвольных комбинаций женщин обещала прекрасное зрелище. Тут уж звезды мировой женской гимнастики должны показать все, на что способны! Во-вторых, изрядно надоевшую одну и ту же мелодию, сопровождавшую обязательные вольные движения, сменит самая разнообразная музыка. Многие гимнастки ищут музыкальных союзников среди выдающихся композиторов прошлого — Чайковского, Шопена, Гуно, Бизе; другие девушки предпочитают музыку современную.
Еще во время выполнения обязательной программы опытные специалисты заметили, что молодые советские гимнастки Волчецкая, Громова, Замотайлова чуть дрогнули, испытав энергичное наступление не очень еще знаменитых, но весьма крепко подготовленных гимнасток других стран,
А тут еще и Чаславска нанесла им сильный психологический удар. В произвольной программе 22-летняя чешка буквально блистала! Казалось — и, вероятно, так оно и было в самом деле, — что исполнение труднейших трюков доставляет ей огромное удовольствие. Это было нечто новое в женской гимнастике. Нельзя было не восхищаться стремительным темпом, брызжущей веселой энергией, изобилием сложных, эффектных элементов. И все это четко отрепетировано и чисто выполнено. Закономерен и результат: два раза по 9,766 и два раза по 9,8. Сумма четырех видов произвольной программы — 39,132. Никто уже не мог «достать» Веру Чаславску, даже такие замечательные спортсменки, как Латынина и Астахова.
‘Все же ветераны нашей команды сумели проявить свои лучшие качества, и это сыграло важнейшую роль в командном успехе.
Снаряды шли в том же порядке, как и два дня назад в обязательной программе. Сначала разновысокие брусья. Уж где, казалось, как не на брусьях — коронном снаряде советских гимнасток, — и продвинуться бы вперед! Как радовали нас на первенстве СССР отлично задуманные и выполненные комбинации на брусьях Маниной, Волчецкой, Громовой. Но в Токио, когда команда Чехословакии наступала буквально «на пятки» и острая ситуация требовала хороших, только хороших выступлений, эти гимнастки не выдержали нервного напряжения.
Но вновь взялись за дело ветераны — отличные результаты на бревне у Астаховой (9,8), Манимой (9,8) и Латыниной (9,733).
Окончательно наше преимущество было закреплено в вольных упражнениях и опорных прыжках. Латынину за ее свежее, очаровательное выступление на ковре зрители наградили шквалом аплодисментов, а судьи — отличной оценкой 9,8 балла.
Мы выиграли командное первенство. Но и очень возросло мастерство команды Чехословакии. В Риме она отстала от нашей на 10 баллов, теперь разрыв сократился до одного.
За третье место сражались три команды — немецкая, румынская и японская. Японки, вдохновленные успехом своей мужской команды и шумной поддержкой трибун, в упорнейшей борьбе буквально на финише вырвали победу у немецких девушек. Яркие, часто поражающие новизной комбинации японок, особенно Икеды и Айхары, увенчали их коллективные усилия бронзовой медалью.
По сравнению с 1960 годом, когда в Риме среди лучших гимнасток первые четыре места заняли наши спортсменки, в Токио изменилось распределение мест и заметно расширилось национальное представительство в шестерках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *